Твердотопливные котлы, в отличие от устройств на других видах топлива, сложней поддаются управлению, поскольку обладают высокой инертностью. В результате этого может выделяться избыточное тепло. Чтобы регулировать интенсивность горения топлива, используют регулятор тяги.

Пример регулятора тяги для твердотопливного котлаЭто приспособление дозирует подачу воздуха в камеру сгорания в зависимости от температуры теплоносителя, благодаря чему изменяется интенсивность горения топлива. Таким образом, можно уменьшить расход топлива и поддерживать комфортную температуру.

Принцип работы регулятора тяги

Механический регулятор тяги работает на принципе термомеханики и не требует подключения электропитания. Это позволяет использовать его в энергонезависимых системах отопления с использованием твердотопливных котлов.

Он поддерживает установленную температуру теплоносителя, изменяя положение заслонки, которая обеспечивает подачу воздуха в камеру сгорания. При ограниченном поступлении кислорода интенсивность горения уменьшается, а избыточное тепло не выделяется.

При этом исключается перегрев конструктивных элементов, что позволяет увеличить срок эксплуатации котла. Если температуру в трубопроводе нужно поднять, заслонка приоткрывается, увеличивая доступ кислорода к пламени. Регулятор тяги состоит из таких элементов:

Внешний вид регулятора тяги

  • корпус;
  • рычаг;
  • погружная гильза;
  • пластиковая рукоятка со шкалой;
  • термоэлемент;
  • стальная цепь.

Рабочий материал в терморегуляторе расширяется или уменьшается при нагревании и остывании теплоносителя в котле. Изменение его размера действует на рычаг, который изменяет свое положение. В результате этого заслонка открывается или закрывается.

Совет! Недостаток твердотопливных котлов заключается в непродолжительном времени горения. Загрузив порцию топлива, можно обеспечить работу теплогенератора на 3-4 часа. Чтобы продлить время горения, нужно уменьшить поступление воздуха в топку. Этого можно добиться с помощью регулятора тяги.

Монтаж устройства

Регулятор тяги может быть установлен на котле вертикально или горизонтально. Это зависит от того, в каком месте предусмотрено отверстие для его установки. Монтаж производится легко и быстро:

  • Если установка производится горизонтально, фиксирующий винт должен находиться в верхнем положении.
  • Если предполагается вертикальная установка, фиксирующий винт должен находиться с тыльной стороны.
  • Доставая регулятор тяги из упаковки, можно обнаружить, что рычаг снят. Обычно это делают, чтобы сделать упаковку меньшего объема. Рычаг необходимо зафиксировать с помощью фиксирующего винта в подходящем положении, чтобы винт находился в его плоской части.

Установленный на котле регулятор тяги

  • Цепь должна быть закреплена таким образом, чтобы ее расположение между рычагом и воздушной заслонкой было вертикальным. Первоначально ее крепят только к рычагу. Крепление к заслонке производится при настройке.

Совет! В инструкции к регулятору указывается максимальный вес заслонки, допустимый при использовании регулятора. На это следует обратить внимание при выборе подходящего регулятора тяги.

Настройка регулятора тяги

Перед настройкой нужно убедиться, что ничего не мешает заслонке свободно открываться и закрываться:

  1. На рукоятке установить нужную температуру (например, 60 °С), используя подходящую шкалу в зависимости от горизонтального или вертикального положения регулятора.
  2. Разогреть теплоноситель в котле до установленной температуры, контролируя процесс с помощью встроенного термометра. Заслонка при этом должна быть открыта.
  3. Добившись нужной температуры, закрепить цепь на заслонке так, чтобы она была открыта на 1-2 мм. Проверить натяжение цепи.
  4. Закрепить положение рукоятки с помощью винта.


В инструкции к регуляторам тяги разных производителей могут иметься указания, отличающиеся друг от друга. Всегда следует придерживаться указаний к конкретной модели.

Для эффективного использования твердотопливного котла необходимо иметь возможность регулировать температуру теплоносителя в отопительной системе. Для этого используют регулятор тяги, позволяющий изменять интенсивность сжигания топлива, путем ограничения доступа воздуха в камеру сжигания.

Похожие статьи